Исследователи о сказке и ее жанровых особенностях
Исследователи о сказке и её жанровых особенностях.
Исследуя сказку, учёные по-разному определяли её
значение и особенности. Одни из них с безусловной очевидностью стремились
охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие
желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных
рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой
фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды –
несказочную прозу? Как понимать фантастический вымысел, без которого не
обходиться ни одна из сказок? Вот проблемы, которые издавна волновали
исследователей.
Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё то,
что «сказывалось». Так, академик Ю.М. Сооколов писал; «Под народной
сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ
фантастического, авантюрного или бытового характера ». Брат учёного, профессор
Б.Ю. Соколов, тоже считал, что сказкой следует называть всякий устный рассказ.
Оба исследователя утверждали, что сказки включают в себя целый ряд особых
жанров и видов и что каждый из них можно рассматривать особо.
Попытку отличить сказку от других жанров фольклора
предпринял более ста лет назад К.С. Аксаков. Говоря о различии между сказками и
былинами, он писал: «Между сказками и песнями, по нашему мнению, лежит резкая черта.
Сказка и песня различны изначала. Это различие установил сам народ, и нам всего
лучше прямо принять то разделение, которое он сделал в своей литературе. Сказка
– складка (вымысел), а песня – быль, говорит народ, и слова его имеют смысл
глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку ».
Вымысел, по мнению Аксакова, повлиял и на изображение
места действия в них, и на характеры действующих лиц. Своё понимание сказки
Аксаков уточнял такими суждениями: «В сказке очень сознательно рассказчик
нарушает все пределы времени и пространства, говорит о тридесятом царстве, о небывалых
странах и всяких диковинках». Аксаков считал, что самое характерное для сказок
- вымысел, причём сознательный вымысел. С этой трактовкой сказок не
согласился известный фольклорист А.Н. Афанасьев. «Сказка- складка, песня- быль,
говорила старая пословица, стараясь провести резкую границу между эпосом
сказочным и эпосом историческим. Извращая действительный смысл этой пословицы,
принимали сказку за чистую ложь, за поэтический обман, имеющий единою целью
занять свободный досуг небывалыми и невозможными вымыслами. Несостоятельность
такого воззрения уже давно бросалась в глаза», - писал этот
учёный. Афанасьев не допускал мысли, что «пустая складка» могла
сохраняться у народа в продолжение целого ряда веков и на огромной
протяжённости страны, удерживая и повторяя «один и то же
представления». Он сделал вывод: «нет, сказка - не пустая складка, в
ней как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть, и в самом деле
нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного
понимания сказки».
Признак, принятый Аксаковым значимым для сказочного
повествования, был положен с некоторыми уточнениями в основу определения
сказки, предложенного советским фольклористом А.И. Никифоровым. Никифоров
писал: «сказки - это устные рассказы, бытовом смысле события (фантастические,
чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно -
стилистическим построением». Поясняя смысл своего определения, Никифоров
указывал на три существенных признака сказки: первый признак современной сказки
- целеустановка на развлечение слушателей, второй признак - необычное в бытовом
плане содержание, наконец, третий важный признак сказки - особая форма её
построения.
Традиционно выделяют три типа сказки:
1)волшевную;
2)бытовую;
3) сказку о животных.
Комментарии
Отправить комментарий